Лекция 2
КОМПЛЕКСНОЕ СТРАНОВЕДЕНИЕ:
ФУНКЦИИ,
МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ
ПЛАН:
2.1.
Функции современного страноведения
2.2
. Основные методы и принципы
страноведения
2.3.
Концепции и парадигмы в географии и страноведении
2.4. Дифференциация и интеграция науки
2.5.
Структурирование земного пространства
2.1. Функции современного страноведения
Роль и функции страноведения в обществе
разнообразны и определяются прежде всего мировоззренческим
и просветительским значением этой науки. Страноведение участвует в
построении географической картины мира и различных его регионов, выявляет особенности
и характерные черты отдельных регионов, стран и народов, вырабатывает
комплексные географические характеристики территорий, создает образы стран и
целых регионов, и по
выражению Н.Н. Баранского, вводит страноведение
«важным элементом в сокровищницу национальной культуры».
Важнейшим фактором для развития науки
является общественная востребованность ее результатов, наличие в ней
необходимых значимых функций. У страноведения их несколько:
- гносеологическая
функция – познавательная,
просветительская, вносящая вклад в создание географической картины мира;
- аксиологическая функция – оценочная, дающая возможность выявить наличие
разнообразных ресурсов страны или региона – природных социо-культурных,
экономических, рекреационных и др.;
- информационная
функция – состоящая
в сборе, хранении, предоставлении информационных данных о странах и регионах,
их природе, населении, хозяйстве, истории и культуре и пр.;
- интегративная функция – создающая синтез взаимосвязанных знаний о странах и
регионах, об их природе, населении, хозяйстве, истории, культуре, т.е. организующая и объединяющая их в единый
географический комплекс, исследование которого является задачей комплексного
страноведения.
Среди перечисленных функций страноведения
следует особенно подчеркнуть роль интегративной функции, которая обусловливает
существование комплексного страноведения. На важные интегративные функции страноведения,
на его синтезирующую сущность в географических исследованиях неоднократно
указывал Н.Н. Баранский. Он отмечал, что страноведение, синтезируя
конкретные, весьма различные материалы о стране или регионе, выявляя их
специфику, базируется на исследовании связей между явлениями, составляющими
самую суть географии, ее субстрат, без которого она лишается смысла своего
существования.
Необходимо подчеркнуть, что в
современном мире удовлетворение потребностей рекреационно-туристской отрасли в
комплексной географической информации — одна из важнейших задач страноведения.
Именно информационная функция страноведения, создающая комплекс
знаний о географии стран и регионов, также крайне важна и современна. Например,
современные геоинформационные системы (ГИС), создаваемые для конкретных стран,
научно-популярные страноведческие издания и справочники-путеводители, специальные
карты, необходимые туристам — все это
прикладные направления страноведения.
Комплексные страноведческие исследования позволяют выявить географическое своеобразие территории,
что предельно важно для районных планировок и рационального устройства территорий
стран, для обоснования и осуществления региональной политики, региональных целевых программ, для
оптимизации среды обитания людей, а также планирования и развития рекреации и туризма.
Особая роль страноведения проявляется в том, что оно способствует развитию внутреннего и международного
туризма, выступая в качестве научной основы для рекреационного и
туристского освоения регионов и отдельных стран, для создания тематических
карт, полноценных путеводителей и оптимизации туристских маршрутов.
Страноведение является составной частью географии как учебной дисциплины в
средней школе и в вузах. Оно опирается на многие географические дисциплины и
смежные науки и само оказывает плодотворное влияние на них. В системе
географических наук оно играет консолидирующую роль, сохраняя целостность
географии. Страноведческий комплекс с необходимостью включает знания не только из области
географии, но и из ряда смежных наук: истории, этнографии, демографии, лингвистики, экономики и политологии. Следовательно,
проведение комплексных страноведческих исследований требует энциклопедических
знаний о странах и регионах. Квалифицированный географ-страновед — это человек
широко образованный и эрудированный, применяющий широкий арсенал методов страноведческих исследований,
умеющий находить и использовать новую информацию о странах и регионах мира в
научной и научно-популярной литературе, в периодической печати и в интернете.
2.2.
Основные методы и принципы страноведения
Слово «метод» в переводе с греческого – «путь к чему-нибудь», а в самом общем значении – это способ достижения цели:
прием, образ действия. т.е. – это способ изучения предмета науки. В географии
специфическим методом считается хорологический
(пространственный), тогда как у историков – ведущий
метод хронологический (временной). Страноведение использует объединение этих методов, т.к.
хорологические условия обязательны, но не достаточны для исследования
страны. Дело в том, мировое хозяйство и
социо-культурные системы мира существуют и развиваются в пространстве и во
времени. Поэтому актуально объединение хорологических и хронологических методов и подходов.
Хорологический метод познания получает развитие в
принципе регионализма, который означает, что в рамках
определенных границ (естественных) проявляется
специфическое единство взаимодействия
природы, человека и результатов его деятельности. По сути, регион, страна,
район, которые мы выделяем – это не хаотическое скопление географических
объектов, а определенное территориальное образование взаимосвязанных
компонентов и процессов, выделяемое на основе заданных целевых установок,
обладающее относительной целостностью, но не закрытостью. Как отмечал Я. Г. Машбиц
(1998), регионализм отражает объективные природные, хозяйственные, социальные и
этнокультурные различия между отдельными районами страны.
Хорологический метод и принцип страноведческого исследования означает
пространственное всестороннее изучение объектов, расположенных на конкретной
территории. Одна из важнейших особенностей комплексного подхода к изучению
предмета страноведения состоит в том, что для его познания надо охватить,
исследовать самые разные качественные и количественные его стороны, все связи и
опосредования процессов и явлений в выделенном географическом пространстве.
Хронологический (или исторический) метод познания
необычайно важен в страноведении, т.к. только историческая основа становления и
развития той или иной территории позволяет исследователю понять –
когда в регионе появились определенные природные условия и те
или иные народы с их укладом жизни и
особенностями природопользования.
Из этого следует и – каким образом здесь
сложилась та или иная социо-культурная общность. Тесное переплетение
географического и исторического принципов познания является особенностью
страноведения.
Известный французский географ XIX века Э. Реклю писал, что «история
– есть география во времени, а география – это история в пространстве».
Помимо комплексного (всестороннего) анализа территории, в страноведении
применяется генетический метод-анализ,
раскрывающий особенности происхождения, формирования явлений и процессов. В
науке – это основной метод объяснения и прогнозирования явлений и процессов. Специалисту-страноведу
всегда необходимо интересоваться исторической судьбой территории, историей
заселения и формирования современного социума страны, историей развития
хозяйства. Без выявления причин и истории развития явления нельзя найти
объяснения существующим особенностям страны, а ограничиваться только
регистрацией фактов в науке недостаточно.
Сравнительный метод или подход – один из фундаментальных в процессе
познания действительности. Он
используется как базовый при классификации и генерализации процессов и явлений,
при их прогнозировании. Известно, что все познается в сравнении, в процессе
выявления различий и сходства. Поэтому сравнительный подход (или метод
сравнения) применяется в разных науках, изучающих как пространственные, так и
временные объекты. География и история – самые яркие примеры таких наук.
В страноведческих
исследованиях широко применяются
сравнения в пространственном аспекте: методы ландшафтно-географических
аналогов, территорий-аналогов и др. По образному выражению Н. Н. Баранского, «география - это наука о различиях от места к
месту». Отсюда с необходимостью проистекает, что особенность
географического мышления состоит в том, что географ-страновед должен привыкнуть
обращать внимание на различия от места к месту не только по природным условиям,
но и по историческим судьбам.
Географическое мышление всегда учитывает связь социально-экономических
объектов с географической (природной) средой, взаимное влияние природы и
общества. Поэтому один из основополагающих принципов современного страноведения – экологический принцип. В настоящее время
всем ясно, что решать надо не только вопросы рационального использования
природных ресурсов, но и проблемы оптимизации и оздоровления среды обитания
современного человека, экологизации мировоззрения людей.
Экологический принцип (метод) подразумевает
всесторонний учет влияния природной среды на здоровье и жизнедеятельность
человека и влияние деятельности
человеческого общества на природную среду. В настоящее время экологическое
мировоззрение и экологический тип мышления завоевывает все более прочные
позиции в мире. Геоэкологические представления и научные школы успешно
развиваются в МГУ, в СПбГУ и других вузах нашей страны. Можно отметить возрастающую потребность
мирового сообщества в результатах исследований геоэкологических проблем, связанных
с развитием промышленности и сельского хозяйства в разных регионах мира, в
изучении особенностей расселения и
миграции людей в связи с проблемами загрязнения окружающей среды и ухудшением
экологического состояния различных
территорий.
Экологический принцип в страноведении можно наглядно проиллюстрировать на примере
изучения горных стран, в которых четко проявляются закономерности высотной
поясности ландшафтов и изменений условий обитания людей. При этом важно уметь
выявить и объяснить взаимосвязи природной среды с особенностями хозяйства,
расселения, образа жизни. Например, в Альпах Европы, в умеренных широтах, в
наибольшей степени заселены предгорья, до 1500 м , где наиболее
плодородные земли, более пологие склоны, удобные для сельского хозяйства,
достаточно тепла и влаги для возделывания теплолюбивых культур, винограда. Выше
2000 м
население очаговое, разреженное, несмотря на высокую степень развития
транспортной и селитебной инфраструктур. Там,
в сельском хозяйстве преобладает скотоводство, развиты отдельные центры
туризма и отдыха, спортивные сооружения – канатные дороги, подъемники,
горно-лыжные пансионаты и др.
В Андах
Южной Америки, в тропических широтах наиболее плотно заселен высотный
пояс от 2000 до 4000 м
над уровнем моря, т.к. здесь наиболее благоприятное сочетание количества
осадков, солнечного тепла, плодородия почв и рельефа для земледелия,
обеспечивающего жизнь населения. Выше начинают ощущаться недостаток кислорода и
большая амплитуда суточной температуры воздуха, т.е. условия обитания
становятся экстремальными, поэтому там располагаются лишь отдельные пастушьи хижины и
временные рудники.
Чтобы понять и объяснить эти особенности надо обратить внимание на
природные черты, увидеть связь характера сельского расселения с климатом и
почвами, учесть исторические аспекты миграций населения, особенности культуры и
экономического развития местных народов, т.е. применить многофакторный анализ.
Мировоззренческой основой географической науки и страноведения в
частности служит принцип коэволюции геосистем (или их совместного и
разнонаправленного развития). В идеале в результате коэволюции достигается равновесие
в окружающей среде и формирование объективно существующих природных территориальных комплексов (ПТК) – физико-географических
стран, природных зон, ландшафтов и др. Антропогенная деятельность может в
разной мере нарушать природное равновесие и создавать новые, отличные от
природных – культурные ландшафты (деревенские местности, хутора, пашни и
др.) и техногенные территориальные комплексы (ТТК) (дворцово-парковые
ансамбли, города, аэродромы, поселки, плотины ГЭС и др.), которые создаются в
природном окружении усилиями человека.
Таким образом, общая география и комплексное страноведение по сути
сливаются в синтезе географических аспектов изучаемой территории. Поэтому
можно утверждать, что страноведение играет важную объединяющую и
синтезирующую роль в системе географических наук, соединяя природную,
гуманитарную и экономическую географию.
Познание в страноведении происходит при использовании самых разных
методов и подходов: на основе пространственно-временного и
сравнительно-географического методов, экологического и системного подходов и
регионального многофакторного анализа, позволяющих найти связи между изучаемыми объектами, выявить закономерности
их развития или причины их деградации и исчезновения. Значение страноведческих
исследований возрастает по мере развития международной интеграции экономик
разных стран, международного туризма и увеличения зависимости стран и народов
мира от состояния природной среды и ресурсов.
2.3. Концепции
и парадигмы в географии и страноведении
Наука в широком понимании этого слова – это познание окружающей
действительности или такая сфера человеческой деятельности, которая состоит в
теоретической систематизации объективных знаний об окружающем мире. Кроме того,
наука включает знания об
объекте и предмете собственного
исследования, знания о методах исследований и об истории развития и эволюции представлений о
предмете.
Результат научной деятельности представляет
собой совокупность знаний, которые лежат в основе объективной картины мира и
могут быть использованы для удовлетворения жизненных нужд человека. Как отмечал
знаменитый русский ученый Д.И.Менделеев, « у
науки две главные цели – предвидение и польза». Эта фраза стала широко известной,
христоматийной.
В отношении географии в целом и ее отрасли – страноведения, можно сказать, что к непосредственным целям
этих наук относятся – описание
(характеристика), объяснение (нахождение
причинно-следственных связей) и предсказание (прогнозирование) процессов и явлений действительности.
(Отметим, однако, что в последнее время, особенно среди американских ученых,
бытует шутливое мнение, что «прогнозирование в науке вообще очень сложное
дело, особенно в отношении будущего»).
В каждой науке существует принятая система взглядов или определенное понимание процессов и
явлений, которая называется концепцией. Концепций может быть несколько, они могут быть
взаимно исключающими (например,
«фиксизм» и «мобилизм» в
геологии, «детерминизм» «нигилизм» и «поссибилизм» в географии).
Наука в целом и частные науки развиваются во времени нелинейно. Американский науковед Томас
Кун доказал, что периоды экстенсивного развития науки (расширения сферы знаний,
накопление фактов) сменяются революционными периодами ее интенсивного развития
(пересмотр законов, появление новых терминов, понятий и открытий, концепций).
Им было введено понятие парадигмы
(«гр. – paradeigma – пример, образец»).
Парадигма, по Т. Куну (1977) – это «признанные
всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному
сообществу модель постановки научных проблем и их решений». Каждая
парадигма является общей нестрого сформулированной концептуальной схемой,
которая только ориентирует ученых
«на специфический подход к
исследованию объекта данной науки». Таким образом, экстенсивная (развивающаяся
«вширь») наука базируется на определенной парадигме, т.е. на принятой теоретической концепции. Парадигма, отражая некую сумму
концепций, дает ученым модель постановки проблем и способов их решения.
Однако, со временем на экстенсивном пути развития науки возникают аномалии,
отклонения от ожидаемых результатов, могут наступить кризис (т.е. пересмотр
взглядов) и новая революция в науке. Появляются еретики или революционеры в
науке (такие как Коперник, Ньютон, Лавуазье, Эйнштейн, Циолковский, Чижевский),
а с ними отклонения от веры в привычную парадигму
(в систему сложившихся концепций). При этом начинается интенсивный период развития науки, приводящий к коренной
трансформации и смене ведущих представлений и парадигм, при этом происходит
скачок в познании картины мира, приводящий к смене господствовавших концепций.
Очевидно, что развитие науки –
это не простой процесс суммирования фактов и приращения знаний об объекте и
предмете. Признаком развития науки является сложный и бесконечный процесс
познания, применения новых методов, пересмотра концепций и парадигм,
сложившихся научных традиций, что обусловлено постоянным накоплением и синтезом
новых знаний.
Для такой древней науки как
география изменение научных представлений – это вопрос ее жизнеспособности
(развитие идет через смену основных парадигм). Основные вехи в развитии
географии, ее методологии связаны со сменой парадигм.
Рассмотрим некоторые примеры этапов развития научных представлений.
-
Античность – Средневековье – господство геоцентрической
парадигмы;
-
Позднее средневековье – торжество гелиоцентрической
парадигмы;
-
Рубеж
19-20 вв. – смена господствовавшей с античных времен концепции географического детерминизма (природа
определяет все социальные и экономические особенности развития общества) на
парадигму географического пассибилизма
– (признание определенного влияния природных условий на человека, но по мере
развития производительных сил они начинают действовать все более
опосредованно, через средства
производства, орудия труда и культуру общества; социальные процессы выходят из
под влияния природных сил, не подчиняются законам природы. (20-30-е годы ХХ в. были периодом
«покорителей» природы, игнорировавших законы природы. т.е. этот период можно
назвать временем господства «географического
нигилизма»).
-
Начало
– середина 20 в. – господство хорологической
концепции в географии в ее чистом виде (утверждение пространственной заполненности
объектами, обоснованной А. Гетнером в XIX в., цель -изучение объектов в
пространстве) сменилась парадигмой территориальной
организации природы и общества (взаимосвязи и взаимозависимости объектов в
пространстве, переход к экологизации и гуманизации взглядов).
Таким образом, концептуально-теоретическое
поле науки формируется из различного рода идей, концепций, теорий, вытекающих
из исходных теоретических постулатов господствующей научной парадигмы, а
развитие взглядов в науке происходит скачками, вследствие накопления
критической массы знаний, в ходе применения новых методов, выявления новых
законов, обнаружения новых связей между процессами и явлениями. При этом
научное знание начинает разделяться на отдельные направления, которые могут
превращаться в новые разделы науки.
2.4.
Дифференциация и интеграция науки
В географии как в любой науке
происходят разнонаправленные процессы: с одной стороны она стремится разделиться на бесконечное количество
направлений и частных дисциплин (физическая и экономическая география,
биогеография и почвоведение, геоморфология, океанология, гидрология суши и др.)
– это процесс дифференциации науки. С другой стороны идет процесс сочетания, соединения отдельных областей знаний,
появляются междисциплинарные исследования. Это процесс интеграции наук. Пример тому
– биофизика, геохимия, геоэкология, страноведение. Эти процессы постоянно дополняют и
развивают друг друга.
В страноведении, как мы наблюдаем, существует внутренняя диференциация -
на физико-географическое (природное) страноведение, социально-экономическое,
рекреационное, политическое, лингвистическое, конфессиональное, экологическое и
другие виды частного страноведения. При
этом, подчеркнем, что развитие комплексного страноведения
способствует сохранению целостности всей географии, т.к. страноведение нуждается в фактах, устанавливаемых самыми
разными географическими науками.
Главной проблемой страноведения Н.Н. Баранский считал проблему научного исследовательского синтеза.
Страноведение представляет собой синтез разносторонних черт, показывающих
специфику региона, страны или района, а не просто физико- или
экономико-географические особенности той или иной территории. Страноведение (по Н.Н. Баранскому) должно
работать, объединяя знания «от геологии до идеологии», поэтому оно и является «куполом над географией» и претендует
именоваться «общей географией». «Страноведение
должно быть комплексным и показывать специфику страны или региона, для чего
необходимы специалисты – страноведы, а не просто физико-географы и
экономико-географы».
Однако, как отмечает Н.С.Мироненко , в настоящее время нет необходимого единства в методике
страноведческих исследований, а также и единого взгляда на содержание
страноведения как научной дисциплины.
Приведем лишь несколько основных определений страноведения:
-
Страноведение
– наука, изучающая конкретные территории стран и регионов мира, в отличие от
отраслевой (т.е. частной) географии;
-
Страноведение – это наука, изучающая полный комплекс
географических явлений на определенной территории (но только в рамках
физической или общественной географии);
-
Страноведение
– комплексная синтезирующая географическая наука (в данном определении сделан
акцент на методе синтеза знаний о стране);
-
Страноведение
– организационная форма объединения различной информации об определенной стране
или регионе (акцент делается на информационном (справочном) аспекте
страноведения).
Таким образом, страноведение представляет
собой комплексную, проблемную географическую
науку о природных и социально-экономических аспектах различных территорий
земного пространства, странах и регионах.
Исследования в области регионоведения
заметно активизировались в последние десятилетия, как за рубежом, так и в
России. Появилась наука
«регионолистика». Её целью является «изучение специфики
социально-экономического, политического, культурного, природного, экологического
развития относительно целостных территориальных образований, именуемых
регионами». Как отмечают Ю.Н.Гладкий и А.И.Чистобаев (2000), регионоведение - это область научных и учебных знаний, междисциплинарное направление
географической науки, близкое, но не тождественное страноведению. Оно направлено на углубленное изучение регионов различного типа
и выявление роли разнообразных факторов в региональной дифференциации
геопространства, определяющих специфику историко-культурных и социально-экономических
регионов мира.
Страноведение
отличается синтетическим подходом к формированию представлений о территории
через создание образа страны или региона
на основе использования определенного страноведческого комплекса, включающего
информацию о природе, населении и хозяйстве данной территории. Эффективным
географическим образом – природно-географическим, культурно-географическим или
политико-географическим – может являться реальная географическая карта мира,
континентов или отдельных стран. Тематические карты, которыми мы пользуемся для
описания и объяснения тех или иных географических процессов и явлений, позволяют
расширять существующие представления и создавать новые географические образы.
По сути своей карта – это модель умозрительного географического образа, его
проекция на бумаге.
Географический образ страны –
завершающий момент всякого комплексного страноведческого исследования. Образ
страны формируется по мере ее изучения с
разных сторон, на основе рассмотрения многочисленных «граней», отражающих
специфику природы и образа жизни населения страны, этнических, социальных и
экономических аспектов, через которые проявляется уровень жизни и место данной страны
в мировой системе хозяйства. В
современном мире создание и поддержание благоприятного образа страны на
международном уровне является крайне важным направлением экономической
политики, так как от этого зависит формирование благоприятного (или наоборот)
инвестиционного климата, а также и привлекательности страны для зарубежных
туристов. В России необходимо прилагать совместные усилия правительства и всех
слоев населения для формирования привлекательного образа нашей страны. К
сожалению, пока еще и Россия, и большая часть стран бывшего СССР находятся в
ряду третьих стран, для которых характерен негативный имидж из-за нарушения
природно-экологических условий, внутренней политической и экономической
нестабильности, техногенных катастроф и проявлений терроризма. Благоприятный
для международного туризма образ России вполне может складываться на основе
имеющихся уникальных объектов природного и историко-культурного наследия, а
также традиционного для нашей страны радушия и гостеприимства.
С другой стороны страноведение может иметь частную направленность и
исследовать страны и регионы в сравнительном плане в пределах какой-либо
определенной «грани» страноведческого комплекса. Частными видами страноведческого исследования могут быть, например,
климатическое страноведение, ботаническое и зоологическое страноведение;
этническое, конфессиональное и лингвострановедение; экологическое,
рекреационное, промышленное, сельскохозяйственное, политическое страноведение и
др.
Наконец, отметим, что главной отличительной чертой региональной
географии и страноведения является целевая установка на комплексное изучение определенных
территорий географического пространства. Общая их черта проявляется и в интересе к структурированию земного
пространства, к выявлению особенностей пространственных структур мира, к изучению
пространственной организации человеческого общества и хозяйства.
2.5.
Структурирование земного пространства
Выделение пространственных структур – важный методический прием в
изучении географических объектов. Географию с некоторым упрощением можно назвать
наукой о размещении в географическом пространстве объектов и явлений природы и
человеческой деятельности, об их
функционировании и эволюции в пространстве и времени.
В географических и страноведческих исследованиях мы постоянно имеем дело с созданием неких пространственных ограничений, или геоторий,
обособление которых может быть основано на самых разнообразных признаках или
применительно к различным средам (суши, воды, воздуха и др.). При этом,
выделяемое пространство – трехмерно, а территория – двумерна. Исследование
различных пространственных таксонов, выделение единиц геопространства – одна из
характерных задач регионоведения и страноведения.
По определению, данному в Географическом энциклопедическом словаре
(1988) – «территория –
… часть поверхности земной суши с присущими ей природными, а также созданными в
результате человеческой деятельности свойствами и ресурсами».
Рассмотрим некоторые структурные единицы
геопространства:
Территория – (от лат. terra – земля) - термин, означающий
ограниченную часть земной поверхности суши, обладающую определенными
свойствами, отличающими ее от другой.
Акватория – ( от лат. aqua – вода) – часть водной поверхности
Земли, ограниченная по каким-либо признакам (природным или антропогенным,
обладающая определенными свойствами.
Аэротория – (от греч. аer – воздух) - часть воздушной оболочки
Земли, расположенная над определенной территорий или акваторией (воздушное
пространство).
Ареал – (от лат. area – площадь, участок, пространство) –
область распространения какого-либо процесса или явления, или обитания
биологического вида.
Зона – (от греч. zone – пояс) – в физической географии -
одна из высших ступеней широтно-зонального географического деления земной
поверхности, выделяемая в пределах географического пояса по сходности природных
условий (климат, почвенно-растительный покров, животный мир и пр.).
В социально-экономической географии
зона представляет собой территорию, в пределах которой имеет место
однозначность показателей по их интенсивности.
Страна –
это крупная территория, обладающая общностью географического положения
или каким-либо другим характерным природным признаком (например, тропическая
страна, приморская страна, горная страна, равнинная страна, страна озер и пр.).
Физико-географическая или природная страна – это крупная единица районирования,
выделяемая на основе общности геологической структуры, истории развития,
макроклимата и др. (например, Восточно-Европейская равнина, Кавказская горная
страна и др.).
В социально-экономической и
политической географии – это территория, имеющая государственные границы,
тождественная государству.
Провинция – (от лат. provincia) – в физической географии – единица
районирования, часть зоны в пределах физико-географической страны (например,
таежная провинция Западной Сибири, степная провинция Русской равнины, тундровая
и таежная зональные провинции Уральской
горной страны и др.). Кроме того, этот термин применяется для обозначения
административно-территориальных единиц (например, в Аргентине, Канаде, Италии,
Китае, Эфиопии и др.). В геологии – используется для обозначения территории
распространения определенных полезных ископаемых (например, ртутная или
нефтегазоносная провинция).
Область – термин широкого применения: в
физической географии – как единица районирования, для обозначения
интразональной части физико-географической страны, объединяющей сходные
ландшафты, близкие по возрасту и происхождению
(например, область Валдайского оледенения; Причерноморская область и
др.). В социально-экономической
географии – применяется для обозначения административно-территориальной единицы
территорий некоторых государств (например, в России, Казахстане, Сомали и др.)
Район – (от франц. rayon – окружность, радиус, луч, округ)
применяется в географии весьма широко и неоднозначно, обозначая разные по
размеру и характеру территории. Иногда является аналогом другого термина –
регион.
Таким образом, терминология структурирования пространства в страноведении
складывается из многих разнообразных понятий, применяющихся в науках о Земле.
Контрольные вопросы и задания
- Каковы
функции современного страноведения?
- На
основе каких характеристик выявляется географическое своеобразие
территории?
- Приведите
примеры географических концепций, парадигм?
- Объясните,
что означает понятие «дифференциация науки»?
- Дайте
объяснение понятию «интеграция науки».
- Из
каких показателей складывается географический образ страны?
- Назовите
основные структурные единицы геопространства.
- В
чем отличие хорологического и хронологического методов исследований?
- Объясните
суть применения экологического принципа (метода) в страноведении.
- В чем состоит синтезирующая роль
страноведения как комплексной географической науки?
- Приведите пример сравнительного метода
исследований.
- Приведите примеры природных
территориальных комплексов и техногенных территориальных комплексов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий