Лекция 7. CТРАНОВЕДЕНИЕ И ТУРИЗМ КАК УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ В
ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
ПЛАН:
1. Страноведение как научная
основа в подготовке
организаторов туризма.
2.
Эколого-экономические аспекты в страноведении и туризме
3. Страноведение и туризм в высшем
образовании
1. Страноведение
как научная основа в подготовке
организаторов туризма
Необходимость страноведческого
географического образования для
работников сферы туризма и социо-культурного сервиса диктуется самой жизнью.
Подготовка современных организаторов туристского бизнеса и других работников
сферы туризма, а также рациональное развитие туризма, как международного, так и
внутреннего, в странах и регионах немыслимо без общего географического образования, без знаний и навыков в области
страноведения, рекреационной географии, региональной географии мира и России.
Страноведение и туризм как учебные дисциплины в географическом образовании
органично дополняют друг друга, поскольку современное комплексное страноведение
тесно связано с запросами международного туризма и вырабатывает необходимую
информацию для потребностей туризма. Каковы же основные требования к данному
образовательному циклу?
Общетеоретическая подготовка будущих организаторов туризма в области
комплексного страноведения, помимо теоретических и терминологических вопросов должна охватывать и другие многочисленные
«грани» этой синтетической науки, которые были кратко рассмотрены нами в главах 5–11. Кроме того, необходима
конкретная страноведческая подготовка по многим отдельным регионам, группам
стран и странам, близким в географическом, историко-культурном,
конфессиональном и языковом отношениях.
В образовательном цикле по специализации «страноведение и международный туризм»
в СПбГУ это достигается в ряде смежных курсов:
«Основы страноведения и туризма», «Страноведение с основами
лингвострановедения», «Региональное страноведение», «География природного и
культурного наследия мира», «География туризма», «Рекреационная география»,
«Краеведение и история Санкт-Петербурга», «Музееведение», «Этнография и история
народов России».
При углубленном изучении конкретных стран и регионов мира и поиске
новейшей информации о странах и народах при помощи «Internet» возникает проблема языковой
подготовки, без которой в настоящее время не могут успешно работать ни научный работник, ни современный
специалист в области туристского
бизнеса. Поэтому специалисту –
страноведу и менеджеру любого уровня в сфере туризма необходимо углубленное
знание иностранного языка (а еще лучше – двух или трех языков) для свободного
чтения и устного общения с клиентами. Кроме того, важным элементом
образовательного комплекса является свободное владение компьютером, знание программного
обеспечения и навыки работы в Internet.
Это является важной спецификой
высшего страноведческого образования и необходимым квалификационным требованием к специалисту в области международного туризма.
Общее предпочтение отдается владению английским языком, ставшим
средством международного общения практически во всем мире. Английский язык
является просто необходимым, если
предполагается работать по тем странам, где он является официальным
государственным языком: США, Великобритания, Канада, Австралийский Союз, Индия
и многих других, когда-то бывших в колониальной зависимости от Великобритании,
а в настоящее время входящих в Содружество наций, возглавляемое британской
королевой. При этом очень важно, чтобы организаторы туризма владели не просто
современным литературным английским языком, но и обладали навыками
разговорного, бытового языка. Например, на Кафедре страноведения и
международного туризма СПбГУ подготовка по английскому языку ведется на
протяжении 5 лет обучения по специальности. Студенты изучают такие предметы
как: «Основы языкознания», «Теория и практика перевода», слушают специальные
курсы по страноведению и туризму на английском языке. Освоению иностранного языка помогают и
зарубежные поездки студентов на учебную практику и стажеровки, в ходе которых
они учатся общаться с носителями иного языка на бытовом уровне и объясняться в
официальных учреждениях посещаемых стран.
Выпускники Кафедры на 5 курсе сдают выпускной государственный экзамен по
английскому языку. При желании, успевающие студенты старших курсов имеют возможность
дополнительных занятий иностранными языками на Филологическом и Восточном
факультетах СПбГУ, а также могут получить дополнительную квалификацию –
«Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Это существенно повышает их
профессиональный уровень и позволяет получить более высокооплачиваемую и престижную работу после
окончания Факультета географии и геоэкологии СПбГУ.
В современных условиях дифференцированной специализации рынка туристских
услуг на определенных регионах и странах, существенную ценность приобретают специалисты, знающие другие
языки, помимо английского. Например, французский язык позволяет ориентироваться на работу по таким
европейским странам как Франция, Бельгия, Швейцария, африканским странам –
Сенегал, Мали, Кот-д’Ивуар, Гвинея, Мадагаскар и другим бывшим колониям
Франции.
Испанский язык может быть широко востребован не только в самой Испании,
но и при ориентации на работу по большинству государств Латинской Америки – Мексика,
Куба, Сальвадор, Венесуэла, Эквадор, Перу, Аргентина, Чили и др.
Знание немецкого языка необходимо в деятельности, связанной с Германией,
Австрией, Швейцарией, Бельгией, княжеством Лихтенштейн, герцегством Люксембург
и некоторыми другими странами.
Кроме того, в наши дни России нужны специалисты, владеющие языками
народов из сопредельных государств – финским, китайским, корейским, японским,
хинди, фарси, арабским, монгольским, тюркскими языками. Развитие международных
связей, в том числе международного туризма, с нашими соседями будет наиболее
успешным в случае овладения выпускниками ВУЗов
соответствующими языками.
Страноведческая и языковая подготовка нужна не только деятелям по
организации туризма в России, но и другим специалистам в области международных отношений, менеджерам по
торговле в их международной коммерческой деятельности и пр. Знания о странах и
народах, умение читать, писать и общаться на языке страны, в которую
направляется человек, крайне важны и для самих туристов, даже в случаях
популярных ныне шоп-туров, когда главной целью поездки является «купля-продажа». Даже в этих случаях
необходимы хотя бы общие сведения о стране посещения: о климате, об
экономическом и политическом положении, ценах на товары, курсе валют, этнических
и конфессиональных особенностях, о нравах и обычаях населения страны. Без этих элементарных знаний туристов могут
подстерегать неприятности и возникать недоразумения и неожиданные
сложности при проведении торговых
операций.
Значительно глубже и шире должны быть знания о зарубежной стране у тех
туристов, которые направляются в путешествие с научно-познавательными целями
или на отдых. Помимо необходимых
сведений о климате страны, региона или города, куда они намерены прибыть, а
также о прогнозе состояния погоды в дни поездки, чтобы подготовиться к
непогоде, жаре или холоду, турист должен знать множество других сведений о
стране пребывания. Такие знания помогут избежать неудобств в пути следования,
возможных неприятностей и недоразумений в стране, куда направляется
путешественник. Туристам следует познакомиться со специальной страноведческой
литературой, чтобы иметь представление и о других природных особенностях страны (особенно, если
страна значительно отличается по географическому положению от их родной страны,
например, располагается в тропических или экваториальных широтах). Особое
внимание нужно обратить на сведения о
растительности и животном мире. Среди растений
и животных могут быть такие, которые представляют опасность для здоровья:
болезнетворные, ядовитые, вызывающие аллергию, или укусы которых опасны для
жизни (некоторые виды москитов, мух, пауков, змей, рыб, медуз и др.). Например,
путешествуя по Кавказу, надо помнить, что запах прекрасных цветов – азалий
может привести к опьянению и отравлению, а прикосновения к огромным зонтичным
растениям – кавказскому борщевнику – могут вызвать болезненные ожоги и долго не
заживающие нарывы на коже рук или ног.
Очень важными являются сведения и о возможных стихийных бедствиях
случающихся в данной стране (землетрясения, извержения вулканов, цунами и др.).
Путешествующим в высокогорье, будет не
лишним напомнить о необходимости предохранения глаз светозащитными очками.
Особенно важно помнить это, выходя на снежно-ледниковые поверхности в солнечный
день. При этом значительно возрастает ультрафиолетовое облучение и может
возникнуть ожог глаз, за которым может последовать «снежная слепота».
Подобная информация необходима не только самим туристам, но и менеджерам туристских организаций, которые
организуют путешествия и обязаны понимать степень рисков, возможность и
обязательность их страхования. Различным аспектам страхования возможных
туристских рисков в настоящее время придается большое значение при оформлении
документов на въезд во многие страны мира.
Крайне важна для туристов и
организаторов туризма информация об этническом составе населения страны,
обычаях и нравах людей, их привычном образе жизни, религиозных предпочтениях и
основных языках общения. Культурный турист должен стремиться не нарушать государственных законов и обычаев жизни
местного населения, соблюдать этикет в стране пребывания, учитывать особенности
менталитета местного населения, чтобы не иметь неприятностей. Всегда следует
помнить золотое правило: «искусство быть туристом – это искусство быть
хорошим гостем». Важно знать и соблюдать правила этикета и культурного
поведения, принятые в той или иной стране. Соблюдение этих правил не только
отражает культурный уровень самого туриста, но и уберегает его от возможных
неприятных неожиданностей. Поэтому в
образовательном цикле страноведа и специалиста в области международного туризма
должны быть предусмотрены дисциплины, дающие представление о культуре и
традициях, нравах и обычаях, о национальном характере и этикете народов мира.
Этикет – философское и
этическое понятие. Согласно словарю по этике, этикет (от фр. – etiquette – ярлык) – это совокупность правил
поведения, касающихся внешнего проявления отношения к окружающим людям (формы
обращения и обхождения с окружающими, приветствия и поведения в общественных
местах, манеры и одежда). Таким образом, это свод правил, регулирующих
поведение в обществе. Важно отметить, что в культурах разных народов правила этикета имеют свои,
национальные особенности, которые наиболее ярко проявляются в сфере общения.
Все правила этикета разбиваются
на две группы: положительные и запрещающие. Например, в Японии нельзя
войти в дом, не сняв обуви; в Китае нельзя прикасаться к чашке сухого риса,
подаваемой в конце обеда, нужно показать, что ты сыт. Кроме того, у всех
народов существуют запретные темы для разговора, запрещенные вопросы. Например,
в США и в Англии не принято спрашивать собеседника о том, сколько денег он
зарабатывает. Следует помнить о символике внешнего вида одежды. Например, в
России цвет праздничного платья – белый (платье невесты), а цвет траура –
черный. В Китае – наоборот, цвет траура – белый. В странах мусульманского мира женщинам следует
носить более строгую, закрытую одежду, платок, покрывающий голову, платья с
длинными рукавами, соблюдать ряд других условностей, чтобы не вызывать неприязни местных жителей,
особенно в провинциях, а не в столичном
городе. Особую важность имеет знание и
соблюдение правил религиозного этикета. Следует помнить, что мужчины, входя в
христианский храм должны снимать головной убор, а на женщин это правило не
распространяется. В мусульманской мечети мужчина может оставаться в головном
уборе, но обувь должен оставить при входе.
Не менее важен этикет жестов (т.е.
невербального общения). Он имеет существенные различия у разных народов, вплоть
до противоположного понимания одних и
тех же жестов. Например, утвердительное покачивание головой у русских воспринимается как отрицание у
болгар. Имеется целый ряд двусмысленных жестов руками, которые могут выглядеть
безобидно в одной стране или оскорбительно в понимании народа другой страны,
что может привести к нежелательным недоразумениям.
Существует такое понятие как этикет
речи. Стандарты этичного поведения неизменно влекут за собой и
возникновение стандартных речевых формул, прикрепленных к данной ситуации. С
помощью речевого этикета выражается доброжелательное отношение, выбирается
наиболее подходящая форма общения с конкретным человеком. У каждого народа на
применение определенных форм речевого этикета (обращения, приветствия, прощания
и т.д.) влияет ряд определенных факторов. Например, русские ориентируются по
двузначной формуле: старший или вышестоящий – равный; равный – нижестоящий,
младший. В зависимости от этого говорится «вы» или «ты». Такой же двузначный фактор
социального статуса является решающим и в речевом этикете многих других
народов, например – венгров, немцев. Для корейцев и китайцев ориентация имеет
трех-плановый характер: высший – равный – низший. При этом учитывается и
социальный статус и возраст. В японском языке существует около 50 форм
приветствия и боле 40 форм прощаний.
У каждого народа в наборе общечеловеческих ценностей существует своя
иерархия этих ценностей (гостеприимство,
честь, скромность, уважение к старшим, уважение к родителям и др.). Так,
почитание родителей занимает первое место в мусульманской системе моральных
ценностей, а в европейской христианской среде она выражена слабее. У горских
народов Кавказа и Балкан соблюдение закона гостеприимства – издавна одна из
важнейших обязанностей человека. Даже в случаях, когда происходило столкновение
обязанностей гостеприимства и кровной мести преимущество отдавалось
гостеприимству. У многих народов на Кавказе и Балканах, в Осетии, Сванетии, Албании
нарушение законов гостеприимства считалось самым серьезным грехом, большим, чем
неисполнение кровной мести. Следующим в иерархии моральных ценностей идет
уважение к старшим. Культ родителей и старшинства распространен среди многих
народов Восточной Азии – японцев, китайцев, корейцев. Например, у японцев
почитание императора, родителей, старших, начальника – имеет одно из наибольших
значений в иерархии жизненных ценностей.
2. Эколого-экономические
аспекты в страноведении и туризме.
Для будущих специалистов,
которые собираются работать в сфере рекреации и туризма необходимыми элементами
образовательного цикла должны быть экологические и экономические дисциплины.
Глубокое понимание экологических проблем и их связи с рекреацией, туризмом и
экономикой крайне необходимы на современном этапе развития общества.
Образ страны, района, города и образ жизни
населяющих их людей неразрывно связан не только с уровнем экономического
развития, но и с экологической обстановкой на этих территориях. Экономика и
экология в современном мире тесно
взаимосвязаны и взаимообусловлены. Многие высокоразвитые страны страдают от
ухудшения экологической среды вследствие интенсивного развития промышленности и
вынуждены вкладывать все большее количество средств для поддержания природного
равновесия, чтобы сохранить высокий уровень комфортности жизни в стране и
уменьшить затраты на медицинское обслуживание населения. Подходы к решению этой
проблемы могут быть разные. В одних странах – это поиск и внедрение новых малоотходных технологий, повышение
степени очистки промышленных выбросов и стоков. В других – это переориентация и
перепрофилирование экологически вредных предприятий на другой тип конкурентной
продукции. Некоторые государства идут по пути создания дочерних фирм и филиалов
предприятий в других странах для вывода со своих территорий грязных и
экологически вредных производств с устаревшими технологиями, перенося их на
территории развивающихся стран. С одной стороны, это способствует
рассредоточению вредных для природы и человека производств, но с другой стороны
– приводит к увеличению числа районов с локальными загрязнениями среды.
Экология
и туризм в современном мире нередко приходят в противоречие. От ухудшения
экологических условий страдают не только экономически развитые страны, но и
отсталые аграрные, такие, например, как Непал и Бутан. Разрушение природной
среды в этих странах обусловлено ростом коренного населения и возрастающей
потребностью в топливе. На склонах гор идет заготовка дров для отопления жилищ
и приготовления пищи, продолжается сведение лесов ради расширения площадей
обрабатываемых сельскохозяйственных земель. Это способствует обнажению склонов,
усилению эрозионных и склоновых процессов, возрастанию пиковых значений стока
на реках, возникновению наводнений, приводящих к разрушению населенных пунктов
и обрабатываемых земель.
Развитие туризма в этих странах тоже
вносит свой вклад в нарушение экологического равновесия. С одной стороны, обслуживание туристов (размещение, пропитание,
сопровождение групп) создает новые рабочие места для увеличивающегося
населения, что является положительным явлением для этих стран. С другой
стороны, это способствует дополнительной вырубке лесов на склонах гор на дрова
– для приготовления пищи и обогрева холодными ночами. Наконец, сами туристы
привносят большой объем загрязнений в горные ландшафты. Следует учесть, что
ввозимые туристами и альпинистами источники энергии, такие как газовые баллоны,
сухие электрические батареи оказывают вредное влияние на окружающую среду. По
данным экспертов в районе Эвереста в почвах и воде уже фиксируется повышенное
содержание свинца, ртути и других
токсичных веществ. Большой проблемой стало резкое увеличение количества мусора
в горах Непала. Окрестности Эвереста превратились в самую высокогорную свалку
мира. Сотни тонн мусора – кислородных баллонов, остатков палаток и туристского
снаряжения, консервных банок и батареек скопилось на южном склоне Эвереста,
через который проходит самый популярный маршрут альпинистов к высочайшему пику
Земли. Ежегодно к Эвересту организуются экологические экспедиции из
добровольцев, которые очищают территорию, вывозят тонны мусора со склонов
высочайшей горы мира.
Экономика и экология в современном мире
находятся в постоянной борьбе противоположностей. Это сказывается и на
функционировании сферы рекреации и туризма.
Отмечено, что сфера международного туризма имеет оптимальное развитие в
экономически развитых странах, в которых люди, уставшие от загрязненной
городской обстановки, с одной стороны,
имеют наибольшую потребность в общении с чистой природной средой и, с
другой стороны – там, где у населения имеются наибольшие материальные
возможности для реализации этой потребности. В этих странах успешно развивается
как выездной, так и внутренний туризм. Прежде всего, это такие экономически
развитые страны как – США, Канада, Германия, Бельгия, Франция, Япония, Южная
Корея, Сингапур, Австралия.
В последние годы значительно вырос интерес
иностранных туристов к посещению России, а также и в самой России резко возрос спрос на туристские
поездки за рубеж и путешествия внутри страны. С каждым годом растет количество
туристов и число туристских фирм, обслуживающих потребности возрастающего
потока туристов, как выезжающих за рубеж, так и приезжающих в нашу страну. Россия
уже входит в первую десятку наиболее привлекательных для туристов мест
посещения (дестинаций) среди стран мира (табл. 12.1).
Таблица 12.1. Рейтинг десяти наиболее
привлекательных дестинаций в мире
( по Биржаков, 2004)
Дестинация
|
Международные туристские
прибытия, млн.чел
|
Доля рынка, %
|
|||
1999
|
2000
|
2001
|
2000
|
2001
|
|
Франция
|
73
|
75,6
|
76,5
|
10,8
|
11
|
Испания
|
46,8
|
47,9
|
49,5
|
6,9
|
7,1
|
США
|
48,5
|
50,9
|
45,5
|
7,3
|
6,6
|
Италия
|
36,5
|
41,2
|
39,1
|
5,9
|
5,6
|
Китай
|
27
|
31,2
|
33,2
|
4,5
|
4,8
|
Великобритания
|
25,4
|
25,2
|
22,8
|
3,6
|
3,3
|
Россия
|
18,5
|
21,2
|
22
|
3
|
3
|
Мексика
|
19
|
20,6
|
19,8
|
3
|
2,9
|
Канада
|
19,5
|
19,7
|
19,7
|
2,9
|
2,8
|
Германия
|
17,1
|
19
|
17,9
|
2,7
|
2,6
|
В связи с ростом интереса людей к посещению других
стран значительно возрастает значение состояния экологической среды и роли этого фактора в формировании образа
страны и ее безопасности и привлекательности
для туризма. Возможность возникновения природных или техногенных
катастроф в стране пребывания, общее состояние природной среды в городах и сельской местности, экологические
условия существования населения в тех или иных районах страны – становятся
важными факторами, ограничивающими численность туристов, посещающих ту или иную
страну.
Современная экология – понятие очень широкое и
включает в себя биологическую экологию,
рассматривающую взаимодействие растений и животных с окружающей средой,
экологию человека в его среде обитания,
и общественную экологию
(социально-экономическую), изучающую всю систему взаимодействия между
природой, человеком и хозяйством. Это взаимодействие формирует экологическую среду, в которой
функционирует человеческое общество, которая включает в себя
природно-экологическую, историко-экологическую и современную
социально-экономическую составляющие. Важно представлять себе разницу в типах
экологической среды, которая может быть более или менее подходящей для развития
рекреации и туризма в целом или отдельных их видов.
Экологическая
среда может
рассматриваться по отношению к человеку вообще или к определенному типу
расселения: сельскому или городскому. Сельская местность с точки зрения
природопользования относится к сельскому
типу экологической среды. Этот тип подразделяется на целый ряд подтипов, в
зависимости от специализации природопользования: земледелие или животноводство;
лесозаготовки или охота и собирательство; земледелие орошаемое или неорошаемое;
животноводство кочевое, отгонно-пастбищное или стойловое и т.д. Возможна специализация сельской
экологической среды на рекреацию и туризм (например, в национальных парках, в
заказниках). В каждом отдельном случае возникают соответствующие изменения
экологической среды и ее преобразование или
сохранение в первичном состоянии, в зависимости от типа
природопользования.
Городская экологическая среда
качественно отличается от сельской среды. Она в значительной степени изменена
антропогенным влиянием. Степень преобразования городской среды зависит от
положения конкретного города в определенной природной зоне и регионе, от его
размеров и социально-экономических особенностей, от концентрации в городе и
пригородах определенных видов промышленности (например, таких как
горнодобывающая, металлургическая, химическая, целлюлозо-бумажная и др.), от
численности населения, количества транспорта и
др. С городской средой в большей
степени связаны памятники истории и архитектуры, музейные комплексы, индустрия
развлечений, привлекающие туристов, но в ней же чаще возникают и специфические экологические проблемы: загрязнение
воздушного бассейна, природных вод, шумовые, электромагнитные и радиоактивные
загрязнения. Знание особенностей состояния экологической среды в местах
предполагаемых путешествий – важный фактор обеспечения безопасности для жизни и
здоровья туристов.
Экологические
проблемы и вопросы экологической безопасности населения в настоящее время,
как известно, вышли за рамки отдельных государств, приобрели глобальный
характер. Они оказывают существенное влияние и на международные отношения
стран, вызывают новые экономические и
даже геополитические проблемы, повышают
факторы риска для здоровья, затрудняют или временно прекращают развитие туризма
в некоторых регионах и странах мира.
Как природные, так и техногенные катастрофы
и бедствия могут иметь, либо
глобальное, либо региональное значение.
Они различаются по масштабам последствий, возникающих в окружающей среде, по
степени воздействия на население и
причиненному ущербу.
А.А.Григорьев и К.Я.Кондратьев (2001),
отмечают, что согласно статистике, среди природных стихийных бедствий на Земле
в XX веке в целом по количеству погибших людей преобладали три
вида катастроф: речные наводнения, тропические циклоны и вызванные ими
затопления побережий, и землетрясения.
При этом отмечается тенденция к
возрастанию числа человеческих жертв в результате природных катастроф. По
оценке Международного Красного Креста и Полумесяца в период с 1968 по 1992 гг.
в мире среднее ежегодное количество пострадавших составило:
от засух и голода –
58 973 495 чел., от наводнений – 42 584 343 чел., от
ветровых штормов – 9 431 063 чел., от землетрясений – 1 764 831
чел., от обвалов и оползней – 30 986 чел., от вулканических извержений –
93 306 чел., а от техногенных катастроф – 52 704 чел. В сумме это
составляло 113 029 729 человек в год.
Среди континентов по количеству природных
катастроф с большим количеством жертв (100 чел. и более) в этот период
первенствовала Азия –378 событий; затем Африка – 113 событий; Южная и
Центральная Америка – 109; Австралия и Океания – 101; Северная Америка – 41;
Европа – 44.
Большой интерес с точки зрения
социально-экономических последствий представляет статистика бедствий от
катастроф для отдельных государств
со средним годовым количеством погибших (от 2000 чел. и более ) от одного стихийного
бедствия за период 1968 – 1992 гг.
(Табл. 12.2.).
.
Таблица 12.2. Среднее число человек, погибавших ежегодно от
стихийных
бедствий в
разных странах в период с 1968 по 1992 гг.
(по Григорьев, Кондратьев, 2001)
С Т Р А Н А
|
Число
погибших
|
С
Т Р А Н А
|
Число
погибших
|
Эфиопия
|
48 465
|
Никарагуа
|
4 619
|
Бангладеш
|
40 536
|
Бурунди
|
4 237
|
Камерун
|
40 011
|
Перу
|
4 163
|
Сомали
|
21 697
|
Иран
|
3 315
|
Судан
|
16 197
|
Колумбия
|
2 970
|
Китай
|
12 682
|
Ирак
|
2 918
|
Мозамбик
|
11 778
|
Ливан
|
2 579
|
Индия
|
4 888
|
Филиппины
|
2 131
|
Землетрясения и связанные с ними цунами являются
одними из самых разрушительных стихийных бедствий. Наиболее опасные места
находятся вблизи так называемых мировых поясов землетрясений, которые
располагаются:
– на тихоокеанском побережье
Северной и Южной Америки;
– на восточном побережье
Японии;
– в центральной части Тихого
океана;
– по южному склону Гималаев;
– в странах Карибского
региона;
– в Новой Зеландии;
– в Средиземноморье: в
Турции, Греции, Италии;
Географическое расположение целого ряда
государств мира в регионах, подверженных природным катастрофам, опасно для населения этих стран и для
туристов, посещающих эти регионы. Среди таких стран – Япония, территория которой подвержена землетрясениям и извержениям
вулканов, цунами и тропическим циклонам; США
– землетрясениям, речным наводнениям и тропическим циклонам. Эти богатые
государства вкладывают огромные средства в прогнозирование катастроф,
мониторинг, страхование и минимизацию
последствий от природных стихийных бедствий.
Очаги и источники возможной дестабилизации
окружающей среды, имеющие техногенное происхождение, как правило, узко
локализованы. Большая часть техногенных
катастроф возникает в промышленно развитых государствах, в местах
сосредоточения промышленных производств, особенно химической,
целлюлозо-бумажной и другой ориентации, расположенных чаще всего в
непосредственной близости от городов.
Известны случаи отравления природных вод
и гибели лесного покрова вследствие осаждения ядовитых дымовых выбросов от металлургических
комбинатов и выпадения кислотных дождей
в Канаде (г. Джеймстаун вблизи оз. Верхнее), в Германии (район
Ханскюненбург, нижняя Саксония), в России (г. Никель, Кольский п-ов) и в других
районах мира.
Показательно распределение на планете
339 крупнейших инцидентов загрязнения воздуха, произошедших с 1900 по 1990 гг.,
вызванных авариями на химических
предприятиях, на трубопроводах и на транспорте. Более 2/3 аварий отмечалось в
развитых странах Западной Европы, США и Канаде и лишь 1/3 – в странах Азии и Латинской Америки. В последнее время
ситуация меняется в связи с интенсивной «миграцией» экологически опасных
производств в экономически отсталые и
развивающиеся страны.
Одной из крупнейших за последние
годы экологических катастроф стала
авария на Чернобыльской АЭС в 1986
г ., вызвавшая загрязнение почв и природных вод
радионуклидами на огромной территории соседних стран. Известны катастрофические
разливы нефти при прорывах нефтепроводов (в 1997 г . в Республике Коми),
при авариях нефтеналивных танкеров (в 1989 г . у берегов Норвегии, в 2002 г . у берегов Испании).
Эти и подобные им техногенные стихийные бедствия причиняют огромный
экономический ущерб не только
потерпевшим странам, но и
соседним с ними государствам, на многие годы эти районы теряют
привлекательность для туристов,
становится не рентабельным развитие сферы рекреации и туризма в этих
районах, отели там начинают пустовать, не появляются новые рабочие места.
Международные геополитические проблемы нередко возникают на почве природопользования
и загрязнения природной среды в различных регионах мира. Например, при
использовании речного стока и артезианских природных вод в республиках
Центральной Азии, при эксплуатации месторождений нефти и газа в акваториях
морей, использовании морских биологических ресурсов, тропических и таежных
лесов. Острой современной международной проблемой стало природопользование на
шельфе Северного и Баренцева морей, разработка ресурсов Каспия. Для решения
этой проблемы Россия предложила считать водную акваторию Каспия общей, а по дну
моря провести государственные границы пяти стран. Подходы к подобным проблемам требуют
специальной страноведческой подготовки и
должны решаться на международном уровне.
В наше время одна из важнейших сторон экономики России связана с
добычей, переработкой и реализацией
энергетического сырья – нефти, газа, угля и радиоактивного топлива. Однако,
если Россия в развитии энергетики и далее сделает упор на наращивание доли
ядерной энергии, а тем более, если будет принимать для переработки отработанное
радиоактивное топливо из других стран,
то она может стать страной не привлекательной для развития рекреации и туризма
и инвестиции в эту сферу в перспективе будут не рентабельны. Это произойдет
вследствие резкого возрастания рисков возникновения экологических катастроф,
или потенциально возможных аварий на транспорте в стране, по территории которой
проходят пути транспортировки загрязняющих и радиоактивных веществ.
В связи с изложенным, нельзя не
подчеркнуть, что риски загрязнений
окружающей среды и ухудшения экологической обстановки могут быть фактором снижения туристской
привлекательности любой страны или региона. Это неизбежно ведет к экономическим
потерям в туристской отрасли, которая очень чувствительна к влиянию различных
стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций в экологической сфере.
В комплексных страноведческих
характеристиках непроизводственным отраслям традиционно уделяется мало
внимания. Между тем эта область включает такие важные и динамично развивающиеся в настоящее время направления экономической
деятельности, как международный и
внутренний туризм. По прогнозам ВTO индустрию путешествий в ближайшее десятилетие ожидает
направленный рост. Ежегодный спрос на туристские услуги в период с 2005 по 2015
гг. будет увеличиваться в среднем на 4,6%. Ежегодный рост туристских прибытий
составит 5,7%, рост капитальных инвестиций – 4,8% и к 2015 г . их сумма может составить 1673 млрд.
долларов США.
Следовательно, и в нашей стране необходимо
проводить разъяснительную работу по защите окружающей среды и созданию
благоприятного экологического и географического образа России, по внедрению в
сознание людей понимания положительного влияния туризма на экономику страны и все
стороны человеческой деятельности, на создание новых рабочих мест и повышение
благосостояния населения.
В настоящее время в России многие
туристские фирмы, в значительной степени исчерпав возможности экономического роста
в области эксплуатации продуктов внешнего выездного туризма, начинают переориентировать свой бизнес на
внутренние регионы и страны ближнего зарубежья. Появляются разработки новых
турпродуктов, многоцветные каталоги и путеводители по туристским центрам России
и ближнего зарубежья, раскрывающие новые сокровища отечественной природы,
истории и культуры, привлекательные для туристов. Однако устойчивое развитие
туристской сферы в стране в значительной мере зависит от состояния экологических условий, сохранения
природной среды, объектов природного и культурного наследия и общей экологической
культуры населения.
В современных условиях экономический аспект в туристской сфере обретает
особую значимость и для эффективной организации туристского бизнеса
предприниматель и менеджер туризма должны хорошо разбираться и в экологии, и в
вопросах экономики туризма, которая зависит от множества факторов. Возрастает
значимость страхования рисков путешествий внутри страны и за рубежом. Поэтому эколого-географический,
социально-экономический и страноведческий
образовательные факторы приобретают все более важное значение для развития туристской сферы.
3.
Страноведение и туризм в высшем образовании
В условиях современной
глобализации процессов в мировом хозяйстве феномен туризма можно
рассматривать как одно из уникальных
явлений современности. Туризм в той или иной степени затронул все
регионы и страны мира. Вероятно, ни одна сфера человеческой деятельности не имеет столь сложной структуры и
многогранного влияния на жизнь общества и состояние природы. Важная и постоянно возрастающая
социально-экономическая роль рекреации и туризма во многих регионах и странах
мира, обусловливает необходимость проведения в России на государственном уровне
не только ряда законодательных и организационных действий, направленных на развитие
функциональных и правовых аспектов туристской
деятельности, на совершенствование инфраструктуры
туризма, но и на поддержку научных и образовательных мероприятий в этой
развивающейся сфере.
Туризм как понятие, с одной стороны, отражает систему общественных
отношений между людьми в области рационального и экономически эффективного
использования свободного времени для отдыха, а с другой стороны – он является социо-культурной и образовательной средой с ее ценностными
установками, а также оздоровительной и познавательной направленностью, которые
формируют внутренний мир Человека и специалиста любого профиля.
В образовательном комплексе туризм как социально-экономическое явление
стал объектом изучения в учебных заведениях различного профиля : экономических,
социологических, экологических,
географических. При этом, географическая основа организации и
осуществления туризма очевидная для
одних преподавателей и исследователей, нередко игнорируется другими. Нам представляется, что в
перспективе роль географического подхода к изучению территориальной организации
туризма должна быть более значимой, а географические знания прочно войти в
практику туристской деятельности и стать важной составной частью подготовки
специалистов.
В последние годы, в связи с возросшим интересом общества к
рекреации и международному туризму,
стали появляться туристские специальности и специализации в ВУЗах широкого
профиля: университетах, академиях, институтах. Подготовка кадров для сферы
туризма на уровне высшего профессионального образования осуществляется в
основном в рамках направлений и специальностей
«География», «Экономика», «Социо-культурный сервис и туризм», «Туризм».
Появились научные и учебные заведения,
специализированные в области туризма: Международная Туристская Академия
(Москва), Балтийская Академия туризма и
предпринимательства (СПб), Санкт-Петербургский институт гостеприимства (СПб). В
ряде вузов возникли новые туристские
специализации, например в
Санкт-Петербургском университете экономики и финансов, в Санкт-Петербургском
техническом университете, в Санкт-Петербургском государственном университете
культуры и искусств. Однако, здесь, как отмечают многие специалисты, произошел явный крен в сторону усиления технологической
составляющей и узкой специализации в подготовке кадров для сферы туризма. Даже
при успешной подготовке такие специалисты имеют весьма скудные представления о
характере природы, историко-культурных, этнографических,
социально-экономических и геополитических особенностях стран и регионов мира. В
связи с этим, весьма актуальным является усиление роли географии и
страноведения в подготовке кадров для сферы туризма по всему спектру имеющихся туристских
специализаций. Это учтено в новом образовательном стандарте по специальности
высшего профессионального образования «Туризм», который реализуется с 2004 г . и осуществляется по
специальностям гуманитарных и социальных наук и сферы обслуживания.
Наиболее рациональный и прогрессивный, на
наш взгляд, образовательный вариант осуществляется в классических университетах
и других вузах, где туристский компонент
преподается в сочетании с традиционными для данных учебных заведений
специализациями, преимущественно
географического профиля. Например, в Москве, на Географическом факультете МГУ
им. М.В.Ломоносова функционирует кафедра,
ведущая подготовку специалистов в области рекреации и туризма; в
Санкт-Петербурге, на Факультете
географии и геоэкологии СПбГУ на кафедре страноведения и международного туризма
выпускают географов-страноведов, специалистов в области международного туризма;
на Факультете географии ЛГПУ им А.И. Герцена ведется обучение студентов по
специализации «краеведение и туризм», на Факультете естествознания и
географии ЛГУ им. А. С. Пушкина осуществляется
подготовка кадров по специализации «социо-культурный сервис и туризм». Помимо
Москвы, Петербурга, Казани подобная тенденция наблюдается и в других учебных центрах страны: в вузах Калининграда, Смоленска, Перми,
Краснодара, Новороссийска, Ростова на Дону, Барнаула, Томска, Владивостока. Это диктуется, с одной стороны, потребностями
бурно развивающейся сферы туризма, а с другой стороны возрастающим интересом
общества к страноведению, рекреации и туризму.
По видимому, пришло время для
организации первичной страноведческой подготовки в форме наиболее популярных
лекций о странах и народах для самих туристов, решивших ехать в круиз или тур,
при отправляющих их турфирмах, как одной из сервисных услуг. В современных условиях нашей страны страноведческая
подготовка для туристов может проводиться при крупных туристских фирмах,
которые вполне могут такую подготовку обеспечить. Такой подход мог бы расширить кругозор и
повысить общий культурный уровень выезжающих за рубеж туристов и послужил бы
делу популяризации международного туризма.
Проблема страноведческой
подготовки туристов и менеджеров туристских фирм требует и квалифицированных преподавательских кадров:
страноведов широкого профиля, географов и культурологов – специалистов по
регионам и группам стран, по краеведению, по этнической психологии народов
мира, а также и практиков туристской деятельности.
Как было показано выше, подготовка специалистов должна носить
разносторонний, комплексный характер: географическая, историческая, социально-
экономическая, экологическая и языковая.
Опыт последних лет доказывает, что наилучшим образом подготовлены к
преподаванию страноведения выпускники географических факультетов «классических»
и педагогических университетов. Введение
в государственных университетах таких новых для них учебных специализаций как «страноведение
и международный туризм», «рекреационная деятельность», «социо-культурный сервис
и туризм» «туризм и экскурсионное дело» и
ряд других, а также открывшиеся возможности поездок в зарубежные страны
существенно повышает популярность географической и особенно страноведческой специализации студентов,
открывая перед ними более широкие
возможности найти свое место в жизни. Все это вызывает потребность в повышении
квалификации специалистов туристской сферы в области географии и страноведения,
в новых страноведческих книгах, учебниках и пособиях, создание которых –
высокая миссия профессоров и преподавателей ВУЗов.
Контрольные вопросы и
задания
1.
Объясните, в чем состоит роль страноведения как основы
организации туризма?
2.
Какие знания из области географии, истории, культуры,
экономики, политики необходимы
организатору туристской сферы?
3.
Какая информация о населении страны пребывания необходима туристу?
4.
Какие экологические проблемы становятся актуальными по
мере развития международного туризма?
5.
В чем состоит взаимосвязь экономики туризма и экологии
в странах мира?
6.
Назовите разные типы экологической среды и объясните ее
влияние на развитие рекреации и туризма.
7.
Какие вы знаете растения и животных, способных
причинить вред здоровью в путешествиях по тропическим странам? Каковы
необходимые меры предосторожности?
8.
Какие опасности могут подстерегать туристов в горах и
какие меры предосторожности следует предпринимать путешественникам в горных
регионах?
9.
Приведите примеры международных геополитических
проблем, возникающих на почве природопользования и загрязнения природной среды.
10. Как
влияют региональные геополитические конфликты на развитие туристской сферы?
11. Приведите
примеры региональных конфликтов, возникших на религиозной почве.
12. Какова
роль географических знаний в образовательном цикле специалиста в области
международного туризма?
13. Какие
образовательные туристские специализации вам известны?
14. Назовите основные профессиональные источники
информации для страноведа и специалиста в области социо-культурнФого сервиса и
международного туризма.
Комментариев нет:
Отправить комментарий