Лекция № 6


                 Лекция №6 АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ  СТРАНОВЕДЕНИЕ

                         (РАСЫ, ЭТНОСЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ)
       
       6.1.    Науки о народах и населении мира

     В настоящее время на Земле проживает уже более 6,5 млрд. человек. В октябре 1999 г. ООН было зафиксировано рождение 6 миллиардного человека.  На протяжении второй половины XX в. численность населения планеты возрастала быстрыми темпами. Это стало глобальной демографической проблемой на рубеже третьего тысячелетия, влияющей на уровень и тенденции развития мировой экономики, масштабы природопользования, устойчивость природно-территориальных систем.
    Каждый человек в отдельности неповторим и индивидуален, но, несмотря на поразительную многочисленность и пестроту народов мира, их расовые, языковые, религиозные, политические и другие различия,   имеется много общих, исторически сложившихся реалий, объединяющих людей. Это – видовые антропологические черты, семья, жилище, быт, пища, мораль, культурные традиции и многое другое, что сформировалось в ходе исторического освоения человеком различных природных ландшафтов. Даже языки и религии народов мира имеют много общих и сходных элементов. С одной стороны – природные условия, а с другой стороны само человеческое общество, социум, создают все новые черты сходства и различий между людьми.
        Проблемами антропологии и народонаселения занимается целый ряд наук.  Среди наук о населении мира антропологическое страноведение занимается выявлением особенностей пространственного распределения различных рас и народов по континентам и странам мира, определением  антропологических черт и расовых признаков населения стран и регионов. Каждый человек в отдельности неповторим и индивидуален,  но есть внешние  качественные и количественные критерии, характеризующие морфологические видовые черты человека, позволяющие типизировать некоторые общности людей, отличающихся от других общностей. Такие критерии называются антропологическими.
      Антропология – (греч.- antropos – человек, logos – слово) – это наука о  происхождении  и  эволюции человека,  об образовании человеческих рас и нормальных вариациях физического строения (морфологии) человека. Эта наука обеспечивает научное обоснование для  выяснения ключевых аспектов современного мира. Она изучает историю формирования морфологических отличий в человеческом облике и находит объяснение особенностям распространения по Земле народов, имеющих разную внешность, говорящих на непонятных друг другу языках и живущих в различных условиях. Современная антропология - междисциплинарная область знания, связанная и с естественными,  и с социальными, и с гуманитарными науками. Это наука о человеке как таковом, как виде homo sapiens sapiens в биосфере, а также о сходствах и различиях между людьми, о биологических особенностях человека, отличающих его от других гоминид. Антропология включает три основных раздела: 1) морфологию, 2) антропогенез и 3) расоведение или этническую антропологию. Антропологи – это ученые и специалисты, изучающие своих ближних, т.е. – людей.
     Демография (греч.- demos – народ и  grapho – пишу, описываю, т.е. «народоописание») – в широком смысле это наука о народонаселении, его численности, о закономерностях динамики и воспроизводства населения в его общественно-исторической обусловленности. Эта наука основывается на количественном анализе народонаселения, главным образом за счет научно организованной статистики населения (демографической статистики). Это позволяет выявить направленность развития демографических процессов (падение или рост численности населения, его половой и возрастной состав, особенности структуры трудовых ресурсов и др.).  Демографические процессы тесно связаны с расовым, национальным и конфессиональным составом населения, они обусловлены историческими особенностями формирования этнического состава, населяющего регион, страну, город. Демография на основе статистического учета и изучения населения дает базовый материал для многих других наук  - этнографии, географии населения, антропологии, медицинской географии, географии туризма и др. Демографическое страноведение проводит сравнительное изучение численности населения и  динамики демографических процессов в различных  регионах и странах мира, дает объяснение демографическим особенностям стран мира на основе всего комплекса страноведческих факторов.
     Этнография – (греч. ethnos – народ  и grapho – пишу, описываю) – историко-географическая наука, изучающая культурные и бытовые особенности народов мира, проблемы их происхождения (этногенез), расселения (этнология и этническая география) и культурно-исторических основ взаимоотношений народов. Она тесно связана с антропологией, археологией, языкознанием и географией. Развитие населения имеет пространственный и временной аспекты, поэтому изучается и географическими  и историческими науками. Пространственный аспект народонаселения изучает география населения.
     География населения – наука, изучающая состав и размещение населения и населенных пунктов, пространственные особенности формирования и развития современного состава населения в различных природных, социальных, экономических и исторических условиях.
     Как направление в географии населения развивается  теория расселения или экистика. Это наука о формировании и эволюции человеческих поселений. Ее целью является совершенствование, оптимизация расселения людей в целом и его отдельных форм (населения городов, агломераций, сельских поселений и др.). Однако, в основе изучения народонаселения стран и регионов лежит разделение населения на крупные группировки, объединяющие человеческие общности по антропологическим признакам, по религиозным убеждениям, по языковым особенностям и др. Изучая закономерности миграции людей по Земле и выявляя особенности расселения людей с разными расовыми, языковыми, религиозными и иными различиями, наука объясняет современное состояние этнической картины мира и прогнозирует ее дальнейшее развитие. Данные экистики  представляют большой интерес для географии туризма.
      Следовательно, историко-культурное страноведение позволяет понять особенности расселения, освоения ландшафтов  и формирования уклада жизни самых разных народов, увидеть природные и социально-экономические причины тех или иных различий во внешних чертах, социальном поведении, быте и обычаях разных племен и народов.
    
 6.2.  Расы и расообразование.      

     В науках о народонаселении мира, на основе антропологических признаков выделяют такие крупнейшие общности людей как расы. Антропология рассматривает определение расовой принадлежности этносов  в связи с территориальными, эволюционными и морфологическими аспектами.
       Расы – это исторически сложившиеся в процессе эволюции крупные территориальные группы людей, связанные единством происхождения и различающиеся между собой некоторыми второстепенными внешними физическими признаками, передающимися по наследству (форма и цвет волос, цвет кожи, форма глаз, особенности скелета и мягких тканей лица и др. частей тела).
       В общей биологии понятие – раса  или  вариетет – используется для обозначения группы организмов, которые сходны друг с другом в силу своего происхождения от общих предков.  Образование внешних различий (формообразование) на ранних стадиях формирования рас, впоследствии было закреплено длительной территориальной разобщенностью человеческих групп, развивавшихся в разных природных условиях.
          Все человечество принято делить на 3 или 4 основные большие расы:
европеоидную, монголоидную, негроидную и австралоидную.
Некоторые антропологи склонны объединять в одну большую расу – негроидную и австралоидную расы, называя ее  экваториальной.
 Между этими расами существуют многочисленные переходные формы, малые расы, подрасы. Выделение некоторых из них вызывает острые научные дискуссии. Нередко в категорию самостоятельных или смешанных рас попадают: австралийская, бушменская, лопарская, негритосская и американоидная.   В самостоятельные варианты со спорным происхождением выделяются: полинезийская островная, айнская (курильская островная), эфиопская (восточноафриканская), веддо-дравидийская (южноиндийская).
      В целом, необходимо понять, что в процессе социально-исторического развития мира происходило и происходит смешение рас, изменение расовых признаков, однако все человечество представляет собой единый биологический вид – homo sapiens sapiens.
        Европеоиды – белая раса, отличаются волнистыми или прямыми мягкими волосами разных оттенков, сравнительно светлой кожей, большим разнообразием окраски радужной оболочки глаз – от карих до светло-серых, голубых и зеленоватых. Волосяной покров лица сильно развит (борода и усы у мужчин), скулы слабо выступают, нос относительно узкий, выступающий с высоким переносьем, тонкие губы. Наиболее распространены в Европе, Северной Африке, Северной  и Южной Америке, Азии, Австралии.
        Монголоиды  желтая раса, имеют прямые жесткие темные волосы, кожу желтоватого оттенка, карие глаза, уплощенное лицо с сильно выступающими скулами. Волосяной покров на лице менее развит, губы умеренно утолщенные, нос узкий или средней толщины с низким переносьем. Особое строение имеет разрез глаз – их отличает наличие особой кожной складки, прикрывающей слезный бугорок во внутренних углах глаз (эпикантус). По некоторым признакам к монголоидам  близки и американские индейцы (американоиды), у которых эпикантус развит слабее, а нос выступает более резко, кожа имеет красноватый оттенок. Их относят к американской ветви монголоидной расы. Монголоиды наиболее плотно населяют Азию, Северную и Южную Америку, Океанию. Подразделяются на континентальную (с более светлой кожей) и тихоокеанскую (темнокожую) группы.
        Негроиды – черная раса, отличаются курчавыми черными волосами, темно-коричневой кожей (разных оттенков), карими глазами. Лицо уплощенное с выступающими скулами и несколько выдвинутой вперед челюстной частью лица (прогнатизм), волосяной покров на лице мало развит. Нос широкий, слабо выступающий, губы утолщенные, пухлые. Населяют Африку, Северную и Южную Америку.    
      Австралоиды – несут ряд антропологических признаков, присущих негроидам (широкий нос и темная кожа, курчавые волосы, прогнатизм), а также европеоидам (обильный волосяной покров на лице и теле). Рост ниже среднего. У австралоидов проявляется в наибольшей степени генетический полиморфизм – т.е. групповое разнообразие сочетаний различных расовых признаков (негроидных, монголоидных и индо-европеоидных). Они населяют Австралию и Океанию, юг Индостана и Юго-Восточную Азию (негритосы Малакки, Андаманских, Никобарских и Филиппинских островов). Они составляют большую негроидно-австралоидную или экваториальную расу.
      Кроме того, в ходе исторического развития общества, в результате миграции людей и межрасовых контактов (браки, захваты рабов и др.) образовалось много переходных межрасовых типов. Иногда антропологам трудно определить,  к какой большой расе относится тот или иной индивид.   Например, многовековые контакты европеоидов (славян, персов) и монголоидов из центральной и восточной частей Азии послужили причиной возникновения переходных форм (буряты, узбеки). Контакты европеоидов-арабов Северной Африки с негроидами Центральной и Восточной Африки создали промежуточные формы (эфиопы, суданцы).  В результате контактов австролоидов с монголоидами – выходцами  из Юго-Восточной Азии, а иногда и с европеоидами  сформировались полинезийцы и микронезийцы, негроидов с монголоидами – мелонезийцы, папуасы Новой Гвинеи, негритосы Андаманских островов. В Мексике, Колумбии, Перу растет доля населения, у которого имеются черты монголоидной (индейской) и европеоидной расы.  Потомки от браков испанских и португальских завоевателей с индейцами Центральной и Южной Америки, а также от браков русских колонистов с индейцами, алеутами и эскимосами на Аляске традиционно называются креолами. Потомки, родившиеся от смешанных браков между людьми европеоидной и негроидной расы в Америке  называются мулатами. В целом, потомки от смешанных браков между людьми разных рас (и животными разных пород) называются   метисами.                                      
         Факторы расообразования.  Рассматривая проблему образования и закрепления расовых различий, антропологи считают, что в процессе эволюционного развития человека разделение  единой по своему происхождению расы началось только в конце древнекаменного века (100 – 50 тыс. л.н.) в процессе сапиентизации и освоения  разными популяциями людей новых ландшафтных территорий и смешения с другими  группами палеоантропов. Многие расовые признаки, возникшие путем мутаций, приобрели приспособительное значение и в результате естественного отбора закреплялись в группах древних людей, живших в течение тысяч лет в определенной географической среде. Особенности негроидов и австралоидов складывались в условиях жаркого влажного климата экваториальных районов. От вредного воздействия солнечного излучения могла предохранить темная кожа, а также мелковолнистые или курчавые волосы, образующие на голове защищающую от перегрева «шапку», подобную войлочной. В жарком климате тропиков приспособительное значение для усиленного испарения имели утолщенные губы и широко открытые ноздри. У негроидной расы отличительной чертой являются слегка выступающие вперед верхняя и нижняя челюсти – прогнатизм, который сформировался вследствие особенностей пищевого рациона.  У монголоидной расы, формировавшейся в открытой местности степей и полупустынь, адаптивную роль играл эпикантус - развитая складка верхнего века, защищающая слезный бугорок и глаз от яркого солнечного света, ветров и песчаных бурь. Как и у негроидов, у монголоидов радужная оболочка глаз имеет  карий или темно-коричневый цвет, более устойчивый к солнечному излучению.    У европеоидной расы, заселявшей лесные территории умеренного пояса, с более суровым и холодным климатом адаптивную роль мог играть волосяной покров на лице и теле, который в определенной мере способствовал защите человека от неблагоприятных погодных условий. В результате недостатка солнечного света и ультрафиолетовых лучей кожа и волосы приобрели относительно светлой оттенок, до льняного цвета в северных широтах, цвет радужной оболочки глаз со временем приобрел голубой или зеленый цвет.     По мнению антропологов, естественный отбор стимулировал увеличение численности и площади расселения именно тех групп, в которых оказывалось большее число людей с коллективными навыками хозяйственно-культурной деятельности – в собирательстве, охоте, рыбной ловле, строительстве жилищ, в военных действиях (Антропология, 2003).

 

    6.3.  Этнические общности и цивилизации


    Образование этносов – процесс природно-социальный. С одной стороны, отдельные  группы неоантропов  были объединены характером  физико-географических условий и необходимостью адаптироваться к определенному типу зональных ландшафтов, где они занимали свою «экологическую нишу». С другой стороны - увеличиваясь в количестве, неоантропы объединялись в отдельные родственные группы: роды и племена, жившие по соседству, на одной территории и образовавшие более или менее устойчивые объединения.  Для изоляции племен или их дальнейшего расселения и формирования новых этносов важную роль играли географические, ландшафтные  факторы – труднопроходимые пространства пустынь и обширных лесов, труднопреодолимые геоморфологические и гидрологические рубежи – горные массивы и высокие хребты, морские просторы и широкие реки и др.
     Известный этнолог XX века Лев Николаевич Гумилев выделял особые группы людей, объединенных явно выраженным самосознанием – этносы.         Этносэто исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, возникшая в определенной ландшафтной среде, объединившаяся на основе  оригинального стереотипа поведения и  противопоставляющая себя всем другим, исходя из ощущения комплиментарности.
      Комплиментарностью называют неосознанную и не предопределенную какими-либо видными причинами симпатию или антипатию (отрицательная комплиментарность) различных индивидуумов, этносов и суперэтносов (системы, состоящей  из нескольких этносов).  Этносы разделяются понятием «мы – они».   Ландшафт, в котором этнос впервые сложился в новую систему,  становится его родиной или месторазвитием (по Л. Н. Гумилеву). Развитие первичного этноса происходит в пределах определенного  биогеоценоза. Однако не каждая территория и  биоценоз может  быть месторазвитием этноса. По мнению Л.Н.Гумилева зарождение этносов происходило  в наиболее продуктивных  местах, на стыке ландшафтных зон, двух – трех ландшафтов. При сочетании горного и степного ландшафтов появились гунны, хазары, монголы; лесного и лугового – казанские татары, булгары; на пересечении тундры и лесотундры – эскимосы и тунгусы. В ходе дальнейшего развития этносы могут мигрировать в другие ландшафты.
       С развитием и усложнением социальной структуры человеческого общества, появляются различия в культурных традициях и верованиях, в характере  почитания тотемов и богов. Уклад жизни, верования и поклонения божествам передаются из поколения в поколение.  Постепенно, в процессе увеличения количества людей и расселения  родо-племенных группировок, возникает отделение и изоляция некоторых групп,  происходит  обособление социо-культурных или этнических общностей, которое сопровождается усилением различий в бытовом, языковом и религиозном общении людей.  О сложности духовной культуры неоантропов даже в  далекое доисторическое время могут свидетельствовать многочисленные искусственные захоронения умерших людей с ритуальными предметами, культовые обряды и искусство (наскальная живопись, каменные и костяные скульптуры). Это указывает на появление в древних этнических общностях людей  первых религиозных верований, которые на уровне родового общества развивались в тотемизм  (тотем – растение или животное от которого пошел род, которое является покровителем рода), шаманизм (шаман – посредник в серхъестественном общении с духами, богами, который наделен особым даром общения с духами и душами умерших).          
       Языческие культы Солнца, грома, огня, воды, гор и другие элементы язычества присутствуют в настоящее время в верованиях многих этнических общностей. Некоторые элементы язычества остались и у современных народов, исповедующих христианство, (например, у славянских и угро-финских  народов), или буддизм (монголов, бурят, тувинцев, калмыков).
     Этническая общностьэто исторически сложившаяся на определенной территории общность людей, связанных рядом единых признаков: происхождением, культурно-бытовыми особенностями, языком, традиционными верованиями. Основные виды этнических общностей в настоящее время – это род и племя, народность, нация.
    Племя этническая общность, объединяющая отдельные  роды  и свойственная первобытно-общинному уровню организации общества. Возникло в процессе родовой организации общества. Племя объединяло сначала два, а позднее несколько родов. Родо-племенные союзы сохраняются у отдельных народов до настоящего времени и в классовом обществе (например, у народов Кавказа, у северных народов, у американских индейцев, народов Папуа-Новой Гвинеи, аборигенов Австралии).
   Народностьисторически сложившаяся с  рабовладельческой эпохи территориально-экономическая, культурная и языковая этническая общность, следующая за племенем (союз племен, связанных культурным и экономическим общением), предшествуя нации.
   Нацияболее крупная этническая общность, образующаяся в эпоху феодализма и капитализма на основе объединения отдельных племен и народностей, близких территориально, имеющих общие социо-культурные и экономические связи, верования, язык и литературу. На уровне развития нации в этнической общности возникает национальное самосознание, как выражение этно-культурной связи данного человека с другими людьми своего народа.
       Национальная культура постоянно развивается и дифференцируется, вместе с языком и  народными традициями. Она вбирает в себя новые элементы разных народностей, расширяется и разделяется на отдельные группы наций, создающих новые государственные образования. (Например, славянская этническая общность, в процессе исторического развития разделилась на восточных славян (русские, украинцы, белорусы); западных славян (поляки, чехи, словаки, лужичане); южных славян (болгары, сербы, македонцы, черногорцы, словенцы, хорваты), которые приобрели свои языковые особенности и отличия в элементах культуры и быта,  вошли в различные национальные государственные образования наряду с другими народами. Например, Российское многонациональное  государство – российская нация  включает не только славянские народы, но и тюркские, кавказские, угро-финские и другие, которых объединяет не только государственная территория проживания, но и общий русский язык, и современная культура и экономические связи, формируя особое этно-культурное пространство на территории России.
   Приобретая известную самостоятельность, национальная культура в некоторых случаях сохраняется и при территориальном отрыве отдельных групп народа от основного этнического ядра, даже при утрате ими своего родного языка. Это самосознание  может вызывать движения за политическое воссоединение национальных территорий, или за создание автономий, независимых государств (например, связанные с этим проблемы Карабаха, Чечни, Абхазии и Южной Осетии, Страны басков, Северной Ирландии и др.) или, например, движение за возрождение и развитие родного языка (на территории Квебека в Канаде, Тироля в Австрии).
     Самосознание четко выражено у крупных народов, достигших высокой степени национальной консолидации и сохранивших свои историко-культурные корни. В меньшей степени национальное самосознание выражено у народностей, сохранивших пережитки родо-племенного деления. Это затрудняет общение и культурный обмен между отдельными их группами, говорящими  на разных диалектах. У малых групп племенное самосознание преобладает над национальным. Слабое национальное самосознание присуще некоторым группам иммигрантов, двуязычному населению, группам населения, живущим вдоль этнических границ.
       Активное национальное самосознание некоторых народов препятствует быстрой ассимиляции и растворению их в иной культурно-языковой среде. Например, выходцы из стран Юго-Восточной Азии (японцы, китайцы, корейцы, индонезийцы, въетнамцы, филлипинцы и др.)  в странах Европы и Нового света сохраняют свою самобытность и прежнее этническое самосознание даже в третьем и последующих поколениях, организуют и поддерживают свои «землячества», диаспоры.
     Пребывание значительной этнической общности вне страны ее происхождения называют диаспорой. Большинство диаспор образовались в результате действия определенных социально-исторических факторов – насильственного выселения или угрозы геноцида (т.е. истребления другим народом). В мире существуют крупные диаспоры армян, греков, евреев, немцев, украинцев, русских и других народов.
     В настоящее время исследователи все чаще выделяют так называемые  цивилизационные пространства или  ц и в и л и з а ц и и. Это сложное понятие разделяет глобальное пространство, населенное людьми на отдельные крупные регионы и территории, которые наполнены особым культурным содержанием  религиозно-этнического толка.   
   Цивилизация – «некая культурная общность, самый высокий уровень группировки людей по признаку культуры и самый широкий срез культурной идентичности, после того, который отделяет человека от других биологических видов»  (по S. Huntington, 1993).
       Принято выделять 8 основных цивилизаций:
- 4 цивилизации Востока: Китайско-конфуцианская, Индуистская,
    Исламская,  Японская;
- Западноевропейская католическо-протестантская (с северо-  
   американским и австралийско-новозеландским очагами);
- Славяно-православная (восточно-европейская или евразийская);
-  Латиноамериканская (от Мексики до Чили);
-  Африканская (негроидно-африканская).
   Все попытки установления четких границ между существующими ныне цивилизациями наталкиваются на известную трудность: их наиболее характерные признаки отчетливо появляются лишь в фокусных зонах (ядрах), в то время как в периферийных областях увеличиваются чуждые им особенности. Например, во Франции, Великобритании и странах Бенилюкса проявляется идеальное сочетание признаков, характерных для западноевропейской цивилизации, но в  странах Восточной Европы эти признаки несколько «тускнеют», здесь наблюдается переплетение «трансцивилизационных» элементов, исчезновение одних и доминирование других признаков. Таким образом, между отдельными цивилизационными пространствами существуют переходные «зоны смешения» цивилизационных признаков.

6.4.Национальный и этнический состав населения мира.
    Многообразный  национальный и этнический состав, который наблюдается в мире – это результат длительного исторического процесса. Вследствие неравномерности социально-экономического и политического развития регионов и стран мира в настоящее время на Земле одновременно существуют самые различные типы этносов – нации, народности, группы родственных племен, отдельные племена. Этносы существуют в постоянном процессе развития и превращения одного этноса в другой. Некоторые – увеличиваются в численности за счет роста рождаемости и поглощения других этносов, иные – распадаются и исчезают, ассимилируются соседними или вмещающими их этносами. 
       Этническая общность основывается на живом общении и взаимовлиянии отдельных этнических групп: наций, народностей, племен.  Она развивается за счет следующих основных элементов:
- общность исторических судеб;
- общность территории и языка;
- расовая и религиозная общность,
- близость культуры и быта,
-  принадлежность к одному государству.        
       С развитием и усложнением социальной структуры  древнего человеческого общества, появляются различия в культурных традициях и верованиях, в характере почитания тотемов и богов. Уклад жизни, верования и поклонения божествам передаются из поколения в поколение. Постепенно, в процессе расселения народов, возникает отделение и изоляция отдельных групп,  происходит  обособление социо-культурных или этнических общностей, которое сопровождается усилением различий в бытовом, языковом и религиозном общении людей, формируются социо-культурные системы.
       Национальный и этнический состав населения современного мира  – результат длительного исторического процесса. Вследствие неравномерности социально-экономического и политического развития регионов и стран мира в настоящее время на Земле одновременно существуют самые различные типы этносов – нации, народности, группы родственных племен, отдельные племена. Этносы существуют в постоянном процессе развития и превращения одного этноса в другой. Некоторые – увеличиваются в численности за счет роста рождаемости и поглощения других этносов, иные – распадаются и исчезают, ассимилируются соседними или вмещающими их этносами.  Всякая этническая общность основывается на живом общении и взаимовлиянии отдельных этнических групп: наций, народностей, племен.  Она развивается за счет перечисленных выше основных элементов.          
       Этнические общности в современном мире находятся в процессе постепенного преобразования, взаимодействия и смешения. Этнический состав населения государств мира повсеместно (за редким исключением) смешанный, состоит из различных групп, отличающихся языком, религией, обладающих разным уровнем национального самосознания и другими этно-культурными  различиями. В мире существуют малые и средние страны, населенные преимущественно одним-двумя народами, такие как  Тунис и Бурунди, Португалия и Венгрия, Исландия и Нидерланды. Эти страны условно можно считать моноэтническими. 
     Наряду с этим, можно выделить суперэтносы, проживающие в крупных государствах, образованных  из многочисленных народов, обладающих своей субкультурой, такие как Россия, Индия, Китай, Индонезия, Судан. Эти страны можно назвать полиэтническими. В этих странах разные этнические группы населения являются носителями своей религии, языка, обычаев и образа жизни, нередко сильно отличающихся от основной культуры, принятой как государственная. Эти различия усложняются в настоящее время в связи с усилением миграционных процессов, с возникновением новых государственных границ, объединяющих разные нации и народности, разные языки и культуры, с взаимным проникновением и смешением различных религиозных течений. Внутри этносов возникают этно-конфессиональные группы – часть населения страны или какого-либо народа, культурно-бытовое своеобразие которой может являться следствием изоляции (или самоизоляции), связанной с религиозной принадлежностью.
    В России сложился уникальный союз народов, говорящих на разных языках и исповедующих разные религии и верования. Предпосылки этого объединения народов были созданы самой природой. В результате соединение и сплав европейской и восточной культур преобразовались в особый социо-культурный синтез – евразийский.
      Таким образом, следует понимать, что состав населения и этно-культурные особенности стран мира складываются прежде всего  на основе их длительного исторического развития, в ходе взаимодействия разных расовых и этнических групп, обладающих своим языковым и религиозным своеобразием, своей этнической культурой, а также под влиянием современных миграционных процессов.  
                        


Контрольные вопросы и задания

  1. Что изучает антропологическое страноведение?
  2. Перечислите названия наук, занимающихся изучением человека, его расселением и размещением на Земле.
  3. Назовите основные расы и их антропологические признаки.
  4. Перечислите основные факторы расообразования и объясните их.
  5. Покажите на карте мира основные арФеалы расселения больших рас.
  6. Дайте определения этноса и этнической общности.
  7. Назовите исторические этапы развития этнических общностей.
  8. Приведите примеры этнических общностей в современном мире.
  9. Дайте определение цивилизации.
  10. В чем отличие цивилизаций от этнических общностей?
  11. Приведите примеры существующих цивилизаций и покажите их на карте мира.
  12. К какой цивилизации относится Россия?
  13. На основе каких факторов формируется этнический и национальный состав населения мира?
  14. Приведите примеры моноэтнических и полиэтнических стран мира.
  15.  Назовите количество национальностей, объединенных в России и наиболее многочисленные народы нашей страны.








Комментариев нет:

Отправить комментарий